Microsoft Outlook, являющийся безусловным лидером в сегменте корпоративных почтовых клиентов на настольных ПК, хранит данные пользователя в OST и PST файлах. OST – файл представляет собой закэшированную копию почтового ящика пользователя, хранящегося на сервере MS Exchange. PST – это файл личных папок, содержащий письма пользователя и хранящийся локально на компьютере. Довольно большое количество пользователей Outlook в той или иной степени сталкивались с проблемами при открытии pst файлов вследствии их повреждения. Невозможность открыть пользователем архива с письмами выливается в головную боль администраторов и служб тех. поддержки.
В этой статье мы поговорим об основных причинах повреждения файлов личных папок pst и простой методике их восстановления.
Причины повреждения архивных файлов личных папок Outlook могут быть разными: это могут быть как ошибки на файловой системе (в этом случае стоит начать с проверки файловой системы), так и повреждения структуры pst файлов, вызванных аварийным закрытием клиента Outlook (встречаются наиболее часто), сбоем электропитания, действиями вирусов, из-за хранения файлов pst в общей сетевой папке (такая конфигурация не поддерживается Microsoft) и т.п.
Также не стоит забывать про ограничения на максимальный размер pst файла в разных версиях Outlook. При превышении максимального размера файла или при открытии большого файла в старой версии почтового клиента, Outlook может работать некорректно. Лимиты на размер pst файлов следующие:
- Outlook 2002 и более ранние версии – pst файлы имеют формат ANSI и ограничены размером 2 Гб
- Outlook 2003 и Outlook 2007 – лимит 20 Гб
- Outlook 2010 и Outlook 2013 – файлы pst/ost имеют формат Unicode и ограничены максимальным размером 50 Гб
Кроме того не стоит забывать, что чем больше файл – тем больше вероятность появления в нем ошибок, поэтому рекомендуется работать с pst файлами размером 2-8 Гб
При повреждении pst файла клиент Outlook целиком или частично теряет возможность его открытия, выдавая, например, такую ошибку:
Или
Наличие подобных ошибок говорит о том, что файл данных pst поврежден и требует восстановления своей логической структуры.
Прежде всего, разберемся, где же собственно Outlook хранит pst файлы. По-умолчанию файлы *.pst (личные папки) и *.ost (локальная кэшированная копия серверных папок Exchange) хранятся в следующих каталогах в зависимости от версии ОС:
- Windows 2000, 2003, XP : C:\Documents and Settings\%username%\Local Settings\Application Data\Microsoft\Outlook
- Windows Vista, Windows 7 и Windows 8 : C:\users\%username%\AppData\Local\Microsoft\Outlook
Но пользователь, в случае необходимости может создать/переместить файл личных папок в произвольное место.
Для восстановления повреждений в архивных папках Outlook Microsoft включает в комплект пакета Office (по-моему, начиная еще с 2000 версии MS Office) специальную утилиту Microsoft Outlook Inbox Repair Tool (scanpst.exe). Эта небольшая утилита не является универсальной панацеей, позволяющей восстановить pst файл после любых повреждений, но позволяет решить большинство типовых проблем с файлами личных папок.
Найти утилиту можно в каталоге:
c:\Program Files\Microsoft Office\OFFICE[номер версии Офиса, – 11,12,13,14}
Так, например, для Office 2010 путь к каталогу с утилитой scanpst.exe будет такой:
C:\Program Files\Microsoft Office\OFFICE14
Для Outlook 2013 это правило не работает, ищите утилиту в каталоге c:\Program Files\Microsoft Office 15\root\office15
Попробуем восстановить повреждения в pst файле в автоматическом режиме. Для этого запустим утилиту scanpst.exe и укажем путь к pst файлу.
Чтобы начать процесс сканирования файла на наличие ошибок, нажмем кнопку Start.
Процесс проверки и анализа структуры файла состоит из 8 этапов. Время проверки зависит от размера pst файла и количества ошибок в нем.
В нашем случае утилита отрапортовала, что файл личных папок содержит ошибки и предлагает запустить процедуру его восстановления (кнопка Repair). Если вы еще не создали резервную копию pst файла, это можно сделать сейчас, отметив чекбокс и указав имя файла.
После нажатия кнопки Repair запускается процесс восстановления pst файла, который также состоит из 8 этапов. В нашем примере для 1 Гб архива процесс восстановления занял около 15 мин.
Если все пройдет гладко, после окончания работы утилиты появится сообщение Repair complete и можно попытаться открыть pst файл в Outlook.
Итак, как мы уже говорили, утилита scanpst.exe должна помочь в большинстве случаев (порядка 90% ) при возникновении ошибок или повреждении pst файлов личных папок. Утилита scanpst помочь не сможет, если :
- имеются повреждения в заголовках pst файла
- файл личных папок защищен паролем
- необходимости восстановить случайно удаленные письма или папки
- при превышении максимального размера pst файла
- при сложных повреждениях логической и физической структуры pst файла